Древесина для цельнокорпусной гитары

Электрические гитары обычно делают из древесины лиственных пород. Однако, из большого разнообразия всех лиственных пород только очень немногие фактически используются в гитаростроении. Дерево для деки — это традиционно клен, ясень, красное дерево, ольха, липа и орех (на счет ореха – очень спорное дерево для дек). Для электробасов применяются еще другие породы дерева типа бубинга или венге.

Вышеупомянутые породы древесины стали наиболее используемыми, потому что опыт показал, что они наиболее подходят для того звука, который ждут от электрогитары. Береза, например, также когда-то использовалась в производстве дешевых гитар, но была отметена потому что дает довольно бедный звук. Клен и красное дерево применяются часто, обе породы относятся к средне-твердым и к твердым типам древесины. Липа относительно мягкая. Типичный звук Лес Пола (далее LP) создан красным деревом и кленовым топом и грифом из красного дерева, типичный звук Страта — результат кленового грифа и деки, сделанной из клена, ясеня или из ольхи. Кроме того на звук также влияют мензура и, конечно, датчики. Из-за более короткой мензуры 24.75″ (у Страта 25″) LP например, будет звучать более мягко чем Страт, потому что его струны — не так сильно натянуты.

Хвойные породы типа ели и фанера (а также МДФ, ДСП, ДВП, прессованный картон и т. п.) в производстве электрогитар не используется совсем.

Один из многих факторов, определяющих тембр электрогитары — тип древесины. Резонансные характеристики твердых и мягких пород, например, существенно отличаются. Но даже похожие породы дерева, вследствие разной структуры, могут быть отличны по звуку. Эти структурные различия — то, на что эксперты смотрят при идентификации и анализе древесины. Каждая порода дерева обладает своим специфическим частотным диапазоном. Резонанс передается через бридж и отражается на колебаниях струн: гитара, сделанная из мягкой древесины будет звучать «глуше», сделанная из твердой древесины «ярче». Если рассмотреть крайности — гитара с резиновой декой будет звучать чрезвычайно глухо и безжизненно, с другой стороны, гитара с декой из металла или камня дала бы очень яркий, но все же искусственный и холодный звук. Разумный компромисс между твердой древесиной и мягкой наиболее вероятно даст самые хорошие результаты. Кроме того, еще один аспект выбора породы дерева это ее вес. Одни породы тяжелее, другие легче. Даже у одной породы дерева существуют разные по весу разновидности, например болотный ясень значительно легче обычного и с успехом его заменяет.

По причинам стабильности лучше использовать древесину, распила из центральной части. Это уменьшает риск деформирования грифа гитары или деки. Если, поверхность деки должна иметь более привлекательную фактуру чем только параллельные линии, используются хорошо просушенные доски распилов далее от центра. В качестве альтернативы можно наклеить на деку шпон красивой фактуры.
Большинство грифов электрогитар сделаны или из клена или из красного дерева. Американский клен идеален для этой цели. Древесина клена чем ближе к сердцевине тем тяжелее и жестче. Твердый, жесткий гриф лучше выдерживает напряжение, в то время как более мягкий гриф придает звуку гитары теплоту. Для грифа должна использоваться древесина самого высокого качества. В идеале, это древесина с прямыми волокнами, без узлов или дефектов. Кленовые грифы обычно сделаны из досок распилов далее от центра, а грифы из красного дерева из досок распилов центральной части. Для грифов используются также красные породы тропических деревьев и другие экзотические древесные породы, но реже.

Решение, о том какую породу использовать является очень важным. Электрический датчик никак не улучшит безжизненно и уныло звучащую гитару. Все, что он может сделать — изменить частотный диапазон. Поэтому дека с хорошими резонансными свойствами – главное в изготовлении электрогитары. Таким образом, что бы ни говорили, тип древесины, используемой чтобы сделать электрогитару действительно имеет большое значение, и ее акустические свойства определяют полноту звука. По экологическим причинам я лично предпочитаю местную древесину. Чрезмерная вырубка тропических лесов, вместе с используемыми методами ведения сельского хозяйства, может привести в обозримом будущем к полному исчезновению тропических лесов, которые являются определяющими климат Земли. Промышленная транспортировка и обработка древесины также отрицательно влияет на окружающую среду. Также важно упомянуть, что не все деревья подходят для гитаростроения — даже в тропических лесах не так просто найти подходящее дерево, и как только такое дерево было найдено и спилено, оно должно быть доставлено из леса, а для этого нужны дороги, под которые опять таки вырубают деревья. Так в статье, в номере июль/август 1993, Acoustic Guitar сообщила, что область на Атлантическом побережье Амазонки, в которой растет бразильский палисандр, уменьшилась с 470 000 кв. миль до 23 000. (Далее автор доказывает, что деревья растущие в той местности, в которой Вы проживаете совсем даже неплохи для постройки гитары, но признает, что махагони и палисандр тоже нужны)

Звуковые характеристики

Обобщенное описание звука, который дают разные породы древесины должно восприниматься скептически: во-первых, потому что каждая порода имеет свои характеристики, и во-вторых, потому что на звук гитары влияет совокупность всех ее компонентов. Однако выбирая определенный тип древесины, можно примерно представить конечный звук (например – делая гитару из ольхи с прикрученным грифом из клена и кленовой накладкой можно предположить, что на синглах звук будет похож на стратовский, а с декой и грифом из махагони и кленовым топом, на хамбакерах звук будет похож на LP).

Покупка древесины

Приобрести дерево для гитары можно в нескольких местах. Самое лучшее — покупка готовых и уже оструганных досок у фирм – поставщиков древесины, преимущества — такая древесина высушена и имеет хорошее качество. Вам не нужно будет самому подготавливать (пилить, сушить, строгать) древесину, она готова к использованию. Помните все эти преимущества, когда Вам говорят цену такой древесины. Можно найти подходящее дерево в столярных фирмах. Вы можете также купить готовые деки и грифы, которые надо только доделать.

Комплекты заготовок для гитары. Если в Вашем распоряжении нет столярной мастерской, Вам очевидно имеет смысл купить готовый комплект заготовок для гитары, поскольку он обеспечит Вас всеми частями, необходимыми для постройки гитары. Если принять во внимание, сколько времени Вами будет при этом сэкономлено, а также то, что далее Вам понадобится гораздо меньше инструментов — этот способ для Вас наиболее подходящий.

Замена грифа и деки. Другой альтернативой к комплектам заготовок являются готовые грифы и деки, правда они не оставляют почти никакой свободы творчества. Или как вариант — Вы сами делаете свою собственную деку и устанавливаете на нее готовый гриф. Есть также готовые грифы с необработанной головкой, которые позволяют изготовить собственную форму головки грифа.

Однако, если Вы захотите, Вы можете так же как и я заготовить древесину самостоятельно. При этом Вам понадобятся инструменты, транспортное средство для доставки дерева и конечно терпение, так как в большинстве случаев древесина, которую Вы купите, не будет готова к немедленному использованию. Следующий сценарий намного более вероятен: на большинстве лесопилок есть необходимая древесина в виде больших досок; можно попросить рабочего поработать автокаром, и Вы сможете выбрать себе подходящие доски толщиной 50-60mm (от 2″ до 2 3/8″). Однако Вы не сможете купить половину доски, только доску целиком. Попросите распилить доску на более короткие части, чтобы облегчить транспортировку, только проверьте не коротки ли распиленные доски, также надо учитывать и трещины на торцах досок. Если потрогать такую древесину – она может показаться Вам сухой, однако не обольщайтесь. Так как поверхность доски шершавая от распиловки она только кажется сухой,. Дома, как только начнете обрабатывать заготовку Вы поймете что она сырая — и это несмотря на гарантии служащего лесопилки что древесина была высушена в печи. Почему же так происходит? Древесина, возможно, действительно была высушена, но потому что она хранилась в холодном помещении, практически на открытом воздухе она снова набрала в себя влагу. Или, возможно, вообще никогда не сушилась. Хотя измеритель влажности, по моему мнению, должен быть в каждой фирме торгующего древесиной, фактически я никогда не видел ни одного ни в одной из лесопилок, которые я посетил для того, чтобы купить доски.

___________
Источник: Изготовление гитары, Мартин Кох

Дата публикации: 26.01.2010

Комментарии:

Комментариев нет.

Оставить комментарий

Поиск