Лакирование
Первое правило мастера по изготовлению музыкальных инструментов при отделке — это чистота. Приступая к отделке, следует прежде всего произвести влажную уборку мастерской.
Лакирование отдельных деталей музыкальных инструментов (обечаек и дна гитары, дна и боковых поверхностей гуслей звончатых) может быть как окончательным этапом отделки, так и подготовительным к полированию. В том и другом случае перед лакированием спиртовым шеллачным лаком производят грунтование отделываемой поверхности.
Грунтуют обычно нитроцеллюлозным лаком НЦ-222. Нанесение грунтовки с помощью кисти нежелательно по двум причинам. Во-первых, кистью наносят слишком толстый слой лака, который долго сохнет. Во-вторых, нанесение лака кистью не скрывает тех огрехов, которые остаются после порозаполнения. Поэтому грунтовку и все остальные отделочные лаки и политуры рекомендуется наносить тампоном.
Тампон состоит из «рубашки» и губки. В качестве «рубашки» используют обязательно простиранную хлопчатобумажную ткань, желательно белого цвета. Нестираная ткань может оставлять волокна на лакируемой поверхности Тампон делают удобным для руки размером. Для относительно крупных инструментов (гитара, гусли-прима) тампоны делают несколько больших размеров, чем при изготовлении балалайки или домры.
Тампон готовят следующим образом. На столе кладут лист фанеры размерами 300Х300 мм. На него кладут «рубашку» будущего тампона размерами 150Х150 мм. В центр «рубашки» 3 кладут кусок технической ваты 2. В углубление ваты наливают незначительное количество лака и закрывают углубление ватным шариком 1. Затем уголки «рубашки» поочередно загибают к середине. Делают это, слегка натягивая материал «рубашки». Обычно края материала имеют свисающие концы ниток, которыми удобно, сделав 2—3 оборота, завязать тампон.
Подготовленный таким образом тампон кладут в стеклянную банку (300—500 г), плотно закрывают ее полиэтиленовой крышкой и ставят в теплое место. Через 10—15 мин лак равномерно пропитает тампон. Легкое прижатие тампона к тыльной стороне левой руки оставляет на ней тонкий блестящий слой лака.
Для того чтобы не слишком пачкать, руки лаком, рекомендуют на большой, указательный и средний пальцы правой руки надевать медицинские напальчники. Так как процесс лакирования иногда затягивается, бывает полезным обрезать у напальчников колечки.
Заправив тампон лаком НЦ-222, начинают грунтовать изделие. Тампону придают движение, параллельное слоям древесины. Не допускаются потеки и полосы, а также участки незалакированной поверхности. Через 5—10 мин лакирование повторить. Затем лаковую пленку следует сушить до полного высыхания. Показателем полностью высушенного слоя является пыль от мелкой наждачной бумаги, которой производят шлифование. Наждачную бумагу при шлифовании легко прижимают к шлифуемой поверхности указательным и средним пальцами правой руки. Для дек инструментов, а также кленовых и буковых поверхностей такая грунтовка является достаточной. При грунтовании крупнопористых пород древесины (красное дерево) цикл можно повторить дважды.
Для шеллачного спиртового лака, которым производят лакирование, готовят новый тампон. Тампон для нитроцеллюлозного лака в герметично закрытой посуде можно хранить в течение 1 мес. при условии хранения в темном прохладном месте.
Спиртовый лак накладывают на деку 8—10 раз, на остальные лакируемые поверхности 12-18 раз в следующей последовательности. Производят 2—3-разовое покрытие с интервалом просушивания около 5 мин, а затем сушат в теплом месте 1,5—3 ч. Это повторяют 4—6 раз. Редко удается произвести качественное лакирование инструмента за один день, а спешить в этом деле нельзя. Потек или полосу засохшего лака можно удалить, лишь снимая весь лаковый слой и повторяя всю отделку снова.
Отлакированную поверхность или изделие сушат 5—6 ч в теплом помещении. Затем приступают к шлифовке. Мелкозернистой наждачной бумагой легкими движениями вдоль слоя древесины равномерно снимают глянец лакового слоя. После такого шлифования допускаются редкие и мелкие проблески несошлифованного лака на поверхности и не допускается прошлифовка слоя лака до древесины.
После этого приступают к пемзованию. В фарфоровое блюдце высыпают пемзовую пудру. Готовят маленький тампон (с куриное яйцо) и, смочив поверхность тампона индустриальным маслом, макают тампон в пемзовую пудру. Этим тампоном протирают отшлифованную лаковую поверхность. Пемзование сопровождает характерный хрустящий звук, напоминающий хождение по снегу в морозный день. Если этот звук затихает или вовсе не слышен, то это означает, что «рубашка» тампона засалилась. В этом случае «рубашку» или меняют, или переворачивают обратной стороной.
Качественно отпемзованный инструмент имеет матовые поверхности без малейших проблесков лака. Следы масла и остатки пемзового порошка с поверхностей удаляют чистой хлопчатобумажной тканью.
Источник: неизвестная советская книга по гитаростроению (кто подскажет?)
Книга называется «Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов» Н.А.Комаров, С.Н.Федюнин 1988 г.
изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов
это своего рода учебник.
выпущен в Москве 1988 г.