Украшение корпуса
Освободив корпус гитары от струбцин, приступают к обрезке припусков деки и дна, которые выступают за контур обечайки. Припуски обрезают стамеской вчерне, а затем оставшиеся 0,5—1 мм удаляют напильником с крупной насечкой. Здесь требуется особая аккуратность, чтобы не повредить напильником поверхность обечайки.
рис.1
Украшением корпуса гитары традиционно считают обкладку контура деки и дна штапом с разноцветными жилками. Для этого отрезным рейсмусом выбирают пазы по контуру корпуса. Эти пазы делают прямоугольного (рис. 1, а) или ступенчатого (рис. 1, б) сечения. Размеры прорезаемых пазов выбирают в зависимости от выбранного рисунка украшения. На рис. 1, в изображены примеры набора разноцветных жилок для украшения корпуса гитары.
рис.2
Если задуманный рисунок на деке шире, чем обечайка с сгибами, то в этом случае перед закубровкой корпуса деку упрочняют. Делают это с помощью шпона ореха, клена или березы толщиной 0,5—0,8 мм (рис. 2), полосу из которого шириной 10—12 мм приклеивают к деке изнутри.
рис.3
Украшением нижней части обечайки является стрелка, которую ставят в месте соединения двух половинок обечайки. Стрелку делают прямой (рис. 3, а) или клиновидной (рис. 3,б). Рисунок стрелки по возможности повторяет рисунок жилок на дне гитары. Гнездо под стрелку запиливают мелкозубой пилкой, оставляя минимальный припуск на клеевые швы. После высыхания клеевых швов восстанавливают пазы под украшения.
рис.4
Украшения, представляющие собой штап и штап с приклеенными жилками (рис. 4, а), слегка увлажняют и наносят на них клей на 100—120 мм. Лучше пользоваться густым мездровым клеем. Клей также наносят на грани подготовленного паза. На схеме показан самый сложный, начальный, этап приклейки украшений. Сделав 2—3 оборота шнура, клей наносят на следующие 100—120 мм длины склеиваемых деталей. Прижим осуществляют с помощью шнура, полная схема намотки которого показана на рис. 4,б.
Первые витки смещают относительно осевой линии, так как украшения следует проложить от точки 1 до точки 14.
На крутых участках контура корпуса приклеиваемый штап может треснуть и даже сломаться. В этом случае наматываемый шнур кладут очень плотно, виток к витку, и острой частью металлического молотка простукивают приклеиваемую зону штапа. Размягченная ударами древесина штапа не будет расщепляться и плотно ляжет в свое гнездо.
После высыхания клея торцы приклеенных украшений зачищают строго по оси корпуса и повторяют операцию для другой его половины.
Самым видным местом на гитаре является звуковое отверстие, которое оформляют розеткой.
В двух словах про изготовление розетки. Из тонких узких нарезанных полосок дерева толщиной около миллиметра (шпон, например) складывают многожильный «канат» таким образом, чтобы на торце (на срезе) получился требуемый рисунок, склеивают все это хозяйство, и потом режут эту «колбасу» на кольца, которыми в свою очередь выкладываю розетку или склеивают в цельное кольцо. Здесь возможны целые кучи вариантов оформления, все зависит от воображения.
Клей наносят на дно выбранного в верхней деке углубления под розетку и на саму подготовленную розетку, которая затем притирается острой частью молотка. До полного высыхания клеевого соединения розетку прижимают грузом.
Высушенную розетку зачищают циклей. Круговым рейсмусом зачищают вокруг вклеенной розетки кольцевую канавку и вклеивают туда жилку. Просушенную жилку циклюют заподлицо с плоскостью деки. Зачищают напильником с крупной насечкой обкладку корпуса гитары, при этом не затрагивая обечайку и деку.
Источник: неизвестная советская книга по гитаростроению