Окрашивание древесины
Исторически сложившиеся традиции предусматривают применение ценных, как правило тропических, пород древесины для изгоговления отдельных деталей музыкальных инструментов. Такими породами являются красное и черное дерево, палисандр и т. п. Но не всегда предприятие или мастер располагают указанной древесиной, а в некоторых случаях применение такой древесины необязательно. Отечественные породы древесины, и в первую очередь береза, ольха и граб, соответствующим образом окрашенные, вполне могут заменить экзотические породы.
Окрашивание производят с помощью красителей — растворимых красящих веществ, которые прочно закрепляются на древесине, изменяя ее цвет, но не затемняя текстуру. Красители, которые сообщают окрашиваемой поверхности свой цвет, называют прямыми. Красители, которые при нанесении на древесину образуют красящие соли, называют протравными.
Различают два вида крашения древесины. Поверхностное крашение, при котором глубина проникания красителя не превышает 0,5 мм, является результатом кратковременного воздействия красителя на древесину. Поверхностное крашение широко применяют перед отделкой инструментов лаками или политурами. Чаще всего к поверхностному крашению прибегают при отделке корпусов инструментов.
При глубоком крашении краситель проникает в древесину на достаточно большую глубину (иногда даже насквозь). При таком крашении красящим составом воздействуют на древесину длительное время и его активность повышают за счет нагрева красителя, повышением или понижением давления в камере окрашивания.
При изготовлении инструментов мастер получает окрашенные древесные материалы следующих видов.
Пластинки — технологически выполненные пилением или строганием массива на дощечки толщиной 4—6 мм. Материалом пластинок являются клен, граб и груша. Применяют пластинки для изготовления обечаек, доньев гитар и гуслей и т. д. Окрашивают в черный и коричневый цвета различных оттенков.
Штап—тонкие рейки получаемые пилением мелкозубыми циркулярными пилами. Размер сечения 5Х3 при длине 1 м и более. Материал штапа — береза, граб. Окрашивают обычно в черный цвет. Применяют для обкладки корпусов инструментов.
Шпон — получают лущением или строганием толщиной 0,5— 1,2 мм. Окрашивают обычно в черный, вишневый, желтый и другие цвета» Материалом для шпона является береза, ольха, орех и т. п. Применяют для жилок, розеток, уголков, «веревочек» и других украшений музыкальных инструментов.
Для крашения древесины используют водные растворы красителей. Вода для растворов красителей должна быть чистой и мягкой. Обычную водопроводную воду можно смягчить кипячением или добавлением примерно 1 % кальцинированной соды или нашатырного спирта. Некоторое увеличение количества нашатырного спирта (до 5 %) способствует более глубокому прониканию красителя в древесину. Краситель растворяют в воде, нагретой до 80—90°С. Остывший раствор красителя фильтруют и после пробного окрашивания образца той же породы, что и рабочие детали, пускают в производство.
Замечательные по глубине тона и плотности дают красители, применяемые в текстильной промышленности при окрашивании шерстяных и хлопчатобумажных тканей. При их использовании рекомендуют обязательно проводить пробное окрашивание с полной просушкой. Весьма полезным бывает пробное покрытие такого образца 1—2 слоями лака, так как лаковая пленка меняет цвет окрашенной древесины.
Глубокую прокраску применяют при изготовлении таких деталей, как накладки грифов, жилки, штап и пр. Наиболее распространенный метод пропитки — автоклавный. При этом окрашиванию подвергают древесину или в виде пиломатериалов, или, что более предпочтительно, в виде заготовок.
Глубокая прокраска древесины обычно идет в следующем режиме. Пропарка под давлением 0,1—0,15 МПа в течение 30—45 мин. Пропитка горячим раствором красителя (70—80°) под давлением 1 МПа в течение 1—4 ч. Для шпона время пропитки в том же режиме составляет 10—15 мин.
Глубокая пропитка в условиях домашней мастерской возможна лишь только с использованием температурного фактора. При выдерживании деталей или шпона в растворе красителя при температуре 30—90 °С в течение 2—4 ч можно получить довольно глубокое прокрашивание. Это можно сделать на улице на костре или на переносной газовой плите. Указанные красители бывают в продаже.
Особое внимание и аккуратность необходимы при поверхностном крашении. К крашению приступают, когда инструмент практически готов. Неудачной операцией окрашивания можно испортить всю работу. Исправляют некачественную окраску или более темным красителем, или путем снятия окрашенного слоя.
Перед поверхностным окрашиванием при необходимости проводят операцию порозаполнения и обязательно удаляют ворс. Поверхность очищают щеткой или мягкой тканью.
Для окрашивания используют квадрат ткани с вложенным туда куском ваты. Такой тампон пропитывают красителем и обязательно делают несколько пробных полос на древесине, аналогичной окрашиваемой. Раствор красителя не должен стекать с поверхности. В то же время на поверхности не допускаются непрокрашенные участки. Движение тампона должно быть параллельно слоям окрашиваемой древесины. Участки деталей, где древесина выходит своими торцами (головки грифов, пятки и т. п.), следует перед окрашиванием слегка увлажнить. Это не даст торцам впитать излишек красителя и быть значительно темнее, чем остальная поверхность.
Окрашенную поверхность сушат в течение 2—3 ч при комнатной температуре. Затем ее натирают куском войлока для придания равномерного лоска и удаления налета нерастворившегося красителя. Пятна и шероховатости не допускаются.
При проведении дальнейших операций с окрашенными поверхностями следует быть внимательным. При некачественных красителях или нарушении технологии возможно частичное растворение красителя клеевым раствором. Склеивание окрашенных деталей (например, вклеивание розеток в деки) надо выполнять с большой аккуратностью.