Виды применяемых древесных материалов
Основной, исходный, вид древесины — ствол дерева. Освобожденный от корня и сучьев ствол называют хлыстом. Распиливание хлыста на бревна называют раскряжевкой. Бревна называют круглым лесоматериалом.
После распиловки бревен на пилорамах получают различные пиломатериалы, как показано на следующем рисунке:
Бревно распиленное пополам вдоль, дает две равные половины. называемые пластинами.
Брусья получают, опиливая бревно с четырех сторон. Если плоскости пропилов встречаются, то брус получают острокантный, если ребра бруса сохранили закругления ствола, то брус называют обзольным. Брус, полученный опиливанием бревна с двух противоположных сторон, называют лежнем. Края обрезанных бревен называют горбылем.
Распиливая бревно вдоль несколькими параллельно расположенными пилами, получают доски и бруски, которые бывают обрезными и необрезными. Доски толщиной до 35 мм считаются тонкими, а толщиной более 35 мм — толстыми.
Часть кромки, оставшуюся при обрезке доски или бруска, не опиленных или опиленных частично, называют обзолом, а доску с такой кромкой обзольной.
Если у доски ширина меньше двух толщин, то такие доски принято называть брусками. Пиломатериалы толще 100 мм называют брусьями.
Учитывают пиломатериалы в кубических метрах. Подсчет производят обычным перемножением линейных размеров, которые определяют с точностью до миллиметра.
Работая в условиях мастерских или на производстве, мастера получают кроме пиломатериалов еще и некоторые полуфабрикаты.
Полуфабрикатом является в первую очередь шпон. Существует несколько разновидностей шпона.
Пиленый шпон получают на пильных ленточных станках, отпиливая от бруса дощечки толщиной 4-6 мм. Из пиленого шпона шириной 200 мм собирают дно гитары, шириной 120-130 мм выгибают гитарные обечайки. Узкие полоски пиленого шпона пригодны, для накладок на грифы и т. д.
Другую разновидность шпона называют строганым. Его получают на специальных станках, в которых с бруска древесины большим ножом снимают тонкие пластинки. Строганый шпон бывает толщиной от 0,5 до 5 мм. Для того чтобы в процессе строгания древесина не трескалась и не ломалась, ее предварительно пропаривают в горячей воде. Полученные листы строганого шпона сушат в сушильных камерах и упаковывают в пачки. Строганый шпон обладает неискаженной текстурой древесины и поэтому ценится как отделочный материал.
В производстве музыкальных инструментов строганым шпоном иногда оклеивают обечайки гитар, клинья балалаек, бока корпусов гуслей и т. п.
На лущильных станках получают лущеный шпон. Если строганый шпон получают при неподвижном брусе и скользящем ноже, то лущеный шпон — вращая кряж распаренной древесины и прижимая к нему нож. Со станка сходит лента лущеного шпона шириной, равной длине кряжа.Полученную ленту разрезают на куски и сушат.
Лущеный шпон не может иметь красивой текстуры, так как слой снимаемой древесины практически параллелен стволу дерева. Шпон, получаемый лущением, в основном употребляют для производства клееной фанеры.
Дно и обечайки гитары и дно гуслей иногда делают из клееной фанеры. Обечайки склеивают, как правило, из двух слоев березового шпона, а на дно гитары и гуслей ставят трехслойную березовую фанеру высокого качества, получаемую с фанерных заводов и комбинатов.
В последнее время стали широко применять заготовки грифов из гнуто-клееного шпона. Конструкция оказалась достаточно технологичной и надежной в работе, что очень важно в условиях массового производства.
Пороками древесины называют все отрицательные свойства (повреждения, заболевания и пр.), наличие которых делает ее частично или полностью непригодной для изделия.
Практически все пороки древесины недопустимы при изготовлении музыкальных инструментов хорошего качества.
Сучки — наиболее часто встречаемый порок древесины. Роговой сучок образуется из отмершего и заросшего сучка. Он характерен для хвойных пород и обладает, как правило, большей твердостью, чем здоровая древесина. Роговой сучок перенасыщен смолами и поэтому подлежит высверливанию и заделке пробкой из здоровой древесины. Роговые сучки диаметром до 10 мм с обязательным высверливанием и заделкой допускают лишь при изготовлении задинки балалайки. Во всех остальных деталях щипковых инструментов ни роговые, ни тем более выпадающие, рыхлые и т. п. сучки недопустимы.
Свилеватость — порок древесины, характеризующийся тем, что волокна направлены не строго параллельно вдоль оси ствола, а имеют волны, завитки и другие отклонения от прямолинейности. Свилеватость характерна для комлевой части ствола.
Древесину с таким пороком часто ставят на грифы щипковых инструментов, но применяют так называемую переклейку. В этом случае древесина дает не только красивую текстуру, но и обеспечивает грифу необходимую жесткость.
Косослой — порок, при котором волокна древесины имеют угол наклона или к пласти доски(а), или к ее кромке(б). На косослой имеются очень жесткие ограничения. Угол наклона волокон древесины к пласти резонансной дощечки не должен превышать 1°, а угол наклона волокон к кромке дощечки — 4°.
Более всего косослой влияет на физико-механические характеристики древесины, и в первую очередь на акустическую константу. Косослойные дощечки плохо обрабатываются. При строгании «в задор» происходит вырыв волокон древесины, который подчас невозможно исправить. Поэтому при строгании ручным инструментом следует двумя-тремя легкими движениями рубанка сначала определить направление слоев, а затем уже начинать строгание по всей пласти.
Крень — порок, присущий в основном хвойным породам, который проявляется в красно-бурой окраске древесины. Если в здоровой древесине в окраске годовых слоев преобладает ранняя зона (более светлая часть), то в крени до 70-80 % приходится на позднюю зону (более темная окраска). Поздняя зона содержит больше смол, плотность ее выше плотности здоровой древесины, а механические свойства значительно ниже. Креневая древесина для дек инструментов непригодна, но вполне допустимо ее применение для изготовления шаблонов и другой оснастки.
Паразитные пороки древесины вызываются заражением растущего или спиленного дерева особыми паразитами-грибками. Споры этих грибков, попав на древесину, начинают развиваться на ней, разрушая клетки древесины. Этот процесс называют гниением. Наилучшими условиями загнивания древесины являются ее высокая влажность (от 20 до 70%), тепло (от +20 до +30 °С) и отсутствие проветривания. Следует избегать указанных условий хранения и транспортировки древесины.
Некоторые грибки, такие, как плесень, краснина, синева, окрашивают древесину в сине-зелено-бурые пятна. Такая окраска недопустима для заготовок деталей музыкальных инструментов.
Многие из пороков древесины (такие, как червоточина и т. п.) совершенно недопустимы в производстве музыкальных инструментов.
Источник: неизвестная советская книга по гитаростроению
Спасибо за статью, очень нужная информация, я обязательно воспользуюсь ею.Уважаемые посетители, советую вам также обратить внимание на сайт http://brus-doska.com/ , на который я наткнулась несколько дней назад Пиломатериалы сосновых пород древесины:Изготовление Продажа Доставка. Обратите свое внимание на этот сайт, думаю, что вас тоже заинтересует.