Создание классической гитары. Собираем корпус

…Когда материал для будущего инструмента напилен, склеены и выстроганы заготовки, изготовлены основные составляющие элементы музыкального инструмента и остаётся только  собрать всё это вместе, наступает тот самый момент, когда в течение одного дня, из разрозненных деталей возникает вполне оформленное изделие. Как будто и не было этих рутинных операций…. (Андрей Бабичев)

 

           Сборка корпуса гитары.

Создание классической гитары. Собираем корпус

В давние-давние годы, подавляющее число мастеров распускали материал вручную, с помощью лучковой пилы или длинной ножовки, которую называли «Кормилица».

Создание классической гитары. Собираем корпус

Нынче всё изменилось, у мастеров появились прекрасные станки, ручные электроинструменты, хитроумные приспособления и приборы.

Это упростило всю «чёрновую» работу, высвободив время и силы для творчества. Но не освободило мастеров от трудолюбия, умения, столярных навыков и «чувства» дерева.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Одной из самых завораживающих операций в изготовлении гитары является изгибание, (гибка) обечаек. Самый распространенный вопрос музыканта, телерадио корреспондента — а как Вы гнете дерево? Между-тем, всё очень просто — нагреваем древесину и гнем. Если древесина не смолистая, клен например, то замачиваем на часик обечайку и гнем на «пулемёте»(труба из нержавейки или латуни с нагревателем внутри полости), если древесина смолистая, палисандр например, гнем почти на сухую, подмачивая тряпкой в месте изгиба. Дожидаемся, когда из пор начнет выходить расплавленная смола и отодвигаем от горячей поверхности обечайку, сохраняя радиус изгиба. Когда смола вновь кристаллизуется, этот участок обечайки можно считать согнутым. Переходим к следующему участку обечайки. И так, пока не повторим всю форму гитары.

Создание классической гитары. Собираем корпус

При гнутье с помощью пулемета приходится постоянно сверяться с шаблоном, но зато, обечайка после гибки сразу готова к работе.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Еще легче можно согнуть обечайки с помощью «Верблюда», на котором обечайка сгибается за минуту и остается только дать как следует просохнуть обечайке, выдержав её в зажатом состоянии до полного высыхания.

При использовании «верблюда» каждую обечайку приходится значительное время выдерживать в форме, но зато освобождаются руки для других операций.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Для надежности, можно обечайки зажать в цулаге до полного высыхания.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Контробечайки могут быть как пропиленные, так и цельные гнутые. В обоих случаях есть свои плюсы и минусы.

Их удобнее всего прижимать мощными прищепками, а в проблемных местах помогут струбцинки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

При испанском методе сборки гитары гриф перед самой сборкой уже должен быть готов, в отличие от метода с врезным грифом в корпус на соединении шип-паз.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Корпус собираем на сборочном щите. Внутренний овал щита соответствует заданному мастером овалу верхней деки и может составлять от 0 до 3-5 мм., исходя из продольной и поперечной жёсткости деки, нагрузки от струн на деку и других условий сборки и эксплуатации инструмента. Естественно, каждым мастером этот параметр подбирается индивидуально.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Выстругиваем по периметру контробечайки с обечайками в сборе на стороне, которая будет приклеиваться к верхней деке. Поочерёдно подгоняем обечайки в пропилы пятки грифа. Если пропилы широкие под клин, изготавливаем и подгоняем ещё и клинья.

Всё проверяем по осевым и вспомогательным линиям и меткам.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Затем проверяем точность уже в цулаге и если всё в порядке, заканчиваем с подгонкой обечаек.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Изготавливаем нижний клёц, подгоняем его по месту, подрезаем контробечайки по ширине клёца

Создание классической гитары. Собираем корпус

Приклеиваем нижний клёц к обечайкам. Не забываем подложить под клёц тонкий пластик или полиэтилен, что бы тот не приклеился к сборочному щиту.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Нижний клёц приклеен, обечайки подогнаны к пропилам пятки грифа.

Снимем пока гриф с рамки корпуса. Займёмся весьма ответственной операцией…

Создание классической гитары. Собираем корпус

Сфрезеруем или выберем вручную стамеской площадку на пятке грифа глубиной, равной толщине деки в месте приклеивания к грифу.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Если по задумке мастера плоскость грифа и плоскость деки не параллельны, учитываем и это при выборке площадки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Отцентрируем по продольным осям гриф и деку и приклеим деку к грифу.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Затем замеряем высоту пружин верхней деки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Ставим на контробечайке со стороны приклейки верхней деки отметку, равную высоте пружины.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Запиливаем и выбираем стамеской паз, куда войдёт пружина верхней деки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Повторяем операции для каждого конца пружины(как правило это три пружины, то есть шесть пазов надо сделать). В зависимости от схемы расположения пружин верхней деки количество может варьироваться. Иногда самая верхняя пружина может и не врезаться в контробечайки. То есть, быть «плавающей».

Создание классической гитары. Собираем корпус

Всё проверяем «на сухую» и если всё в порядке…

Создание классической гитары. Собираем корпус

Наносим клей на торцы и нижние грани обечаек, вставляем обечайки по месту, фиксируем всё цулагой или, если собираем без цулаги, каким-либо другим приспособлением и зажимаем струбцинами, калямбрами, обматываем верёвкой, в зависимости от способа сборки.(Естественно, для тех, кто собирает верхнюю деку и обечайки с помощью «сухарей», технология совсем другая.)

Создание классической гитары. Собираем корпус

Когда клей полностью высохнет, выстругиваем рамку для приклейки нижней деки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Клеим контрфорсы под несущие пружины верхней деки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Выбираем пазы под концы пружин нижней деки.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Подгоняем по длине торцы пружин и приклеиваем нижнюю деку. Можно приклеивать как в цулаге, так и в свободном состоянии.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Я предпочитаю «накрывать» нижнюю деку верёвкой.

Создание классической гитары. Собираем корпус

После сборки корпуса циклюем и\или шкурим места склейки дек и обечаек, выравниваем все поверхности… и только потом фрезеруем корпус под окантовку.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Окантовка должна быть уже готова перед фрезеровкой. По ней мы и выставляем глубину и высоту фрезы. В некоторых случаях, особенно при ремонтах, приходится выбирать вручную, но в подавляющем большинстве случаев мастера пользуются различными видами фрезеров.

Создание классической гитары. Собираем корпус

В зависимости от сложности набора жилок окантовку приклеивают несколькими способами. Если окантовка простая и состоит из двух-четырёх жилок можно клеить за один раз намазывая клеем единовременно небольшие участки жилок и прижимая верёвкой. Если набор жилок разный по размерам(например врезается в верхнюю деку в «пол-тела » декоративная жилка), а потом идёт набор жилок и основной кант по обечайке, то окантовывают каждую четверть гитары в несколько этапов. Иногда для удобства пользуются вспомогательной пластиковой жилкой.

Создание классической гитары. Собираем корпус

По завершении окантовки шкурим корпус. Грунтуем шеллачной политурой с пемзой поры дерева и нагоняем слой политуры.

Создание классической гитары. Собираем корпус

Эта операция занимает весьма длительное время и описание полировки достойно отдельной статьи.

Андрей Бабичев

Дата публикации: 26.11.2017

Комментарии:

No comments yet.

Leave a comment

Аккорды, Табы, GTP
Поиск