Разметка при обработке заготовок
В деревообработке, как и в любой другой отрасли, детали изделий выполняют по чертежам. Изготовление детали по чертежу начинают с предварительной разметки. Под ней понимают размещение на материале общего контура детали. При предварительной разметке по контуру детали обязательно дают припуск на последующую обработку, величину каждого выбирают в зависимости от различных факторов. Для дорогостоящей древесины, подлежащей в дальнейшем фугованию вдоль слоя, припуск при распиливании заготовок принимают в 2— 3 раза меньший (около 2 мм), чем при последующей обработке стамеской и рашпилем.
Припуск, задаваемый при изготовлении детали, в значительной степени зависит от состояния деревообрабатывающего инструмента, и, конечно, от уровня подготовки мастера. Опытный работник хорошим инструментом более экономно расходует материал, что является весьма важным в производстве музыкальных инструментов.
При проведении предварительной разметки следует обратить особое внимание на сучки, трещины и другие пороки древесины. При накоплении определенного опыта удается использовать при предварительной разметке до 90 % материала.
При разметке ценных пород древесины разметку рекомендуют производить по строганной поверхности, на которой заметны все пороки древесины, особенно мелкие трещины. При расчете величины припуска следует учитывать ширину пропила.
Разметку осуществляют простым мягким карандашом. Твердые карандаши могут быть использованы при разметке твердолиственных пород. Но если таким карандашом провести жирную линию на еловой деке, ее можно испортить.
Для проведения разметки на древесине, окрашенной в темный цвет, или на древесине палисандра и черного дерева применяют светло-желтый или белый карандаш. Из-за слабости грифелей затачивают коротко.
Разметочные инструменты и приспособления составляют часть измерительного и проверочного инструментария мастера.
При проведении разметки по шаблону ее качество определяет точность изготовления шаблона. При пользовании шаблоном следует помнить, что контур, получаемый очерчиванием шаблона, в среднем на 0,2—0,5 мм больше контура шаблона. Чем хуже заточен грифель карандаша, тем это расхождение больше.
Линейки
В зависимости от рода работ необходимо иметь несколько линеек.
Линейка чертежная с миллиметровыми делениями необходима для вычерчивания на бумаге чертежей деталей, графического расчета мензур и т. д. Рекомендуемая длина линейки 50 см.
Линейка слесарная металлическая, из-за малой толщины легко гнется. Ее удобно использовать при предварительной разметке, измерении длины криволинейных участков деталей. Лучше иметь их две: длиной 25 и 50 см.
Линейку рабочую можно изготовить самому из хорошо высушенной березовой или дубовой рейки. Линейка предназначена для разметки досок и других крупных заготовок. С этой целью на отфугованную кромку линейки стамеской наносят риски через 1 или 0,5 см. Для четкости по рискам несколько раз проводят черной шариковой ручкой. Рекомендуемая длина линейки 1 м.
Линейку проверочную используют для проверки точности отфугованной поверхности. Проверочную линейку кладут на отфугованную накладку грифа или на гребешки обработанных ладов для того, чтобы проверить качество их исполнения. Ее делают из алюминиевого брусочка сечением 15 X 15мм и длиной 50 см. Грани линейки обрабатывают на шлифовальном станке с максимально возможной точностью.
Если провести с помощью линейки прямую линию на бумаге, а затем, развернув линейку, провести еще одну линию по первой, то можно по расхождению полученных прямых судить о точности используемой линейки. В случае больших расхождений деревянную линейку следует отфуговать по кромке, а металлическая линейка ремонту в домашних условиях не подлежит.
Угольник
Под угольником обычно понимают две короткие линейки, скрепленные под прямым углом.
Угольником чертежным пользуются при выполнении чертежей на бумаге, графическом расчете мензуры и т. п. Для работы более удобны деревянные угольники.
При покупке угольника его легко проверить. Для этого на плоскости стола или ребре линейки два угольника ставят рядом друг с другом. Если просвета между сторонами угольника нет и они точно совпадают, то такие угольники вполне пригодны к работе.
Угольник столярный может быть изготовлен самостоятельно из высушенной древесины березы или дуба. Точность прямого угла проверяют или по проверенному угольнику, или графически. Для этого на лист бумаги кладут точную линейку. К линейке прижимают угольник и остро отточенным карандашом проводят линию, перпендикулярную линейке. Затем угольник разворачивают другой плоскостью и по уже. проведенной линии прочерчивают еще одну. При полном совпадении прямых линий есть гарантия точного изображения угольником прямого угла.
Малка С помощью этого несложного измерительного приспособления при разметке изображают любой угол от 0° до 180°. Малка состоит из колодочки 2 и пера 1, которое может вращаться на шарнире 3. Благодаря такому устройству перо можно легко установить под любым углом к колодочке. Угол малки устанавливают по транспортиру. Проверку углов малкой производят так же, как и угольником.
Малку изготовляют самостоятельно из твердолиственных пород древесины.
Штангенциркуль
Этот измерительный прибор позволяет производить измерения с большой степенью точности (для древесины до 0,1 мм). Им удобно пользоваться при измерении как деревянных деталей, так и металлических, таких как ладовая проволока, пильное полотно, струна и т. п.
Рейсмус
Применяют при прочерчивании (точнее, процарапывании) линий, параллельных кромке заготовки или изделия. Обычный столярный рейсмус применяют редко. Его вполне заменяет рейсмус-резак.
Набор чертежных инструментов
В него входят линейка, циркуль, циркуль-измеритель и транспортир. Набор необходим при разработке и вычерчивании шаблонов, разметке мензуры, разработке новых видов оформления дек инструментов и т. д.
Мастер по изготовлению музыкальных инструментов должен обладать хорошим глазомером. Так, например, обрабатывая строганием широкую поверхность, можно линейкой проверить отсутствие кривизны вдоль и поперек. Перекос же поверхности определяют на глаз. Для глазомерной проверки поверхности переднее ребро следует расположить на уровне глаз. Закрыв один глаз, другим глазом смотрят вдоль поверхности. При этом зрительно совмещают линии переднего и заднего ребер. Если перекоса нет, то линии обоих ребер параллельны друг другу. При перекошенной поверхности линии ребер не совпадают, при неровной поверхности — над линиями ребер обозначатся все выступающие участки.
Аналогичным образом поступают при отладке железок у рубанка, полотен у лучковых пил и во многих других случаях.
Корпуса щипковых инструментов имеют довольно сложную геометрическую форму. Редкая деталь корпуса является плоской фигурой. Собирают корпуса из отдельных деталей на клею с использованием специальных приспособлений, которые называют шаблонами.
Мастера по изготовлению щипковых музыкальных инструментов должны уметь изготовлять шаблоны для корпусов, так как, несмотря на внешнюю схожесть, в каждом инструменте есть своя индивидуальность.
Источник: неизвестная советская книга по гитаростроению