Создание классической гитары. Верхняя дека
Верхняя дека — основной звучащий элемент любого струнного инструмента. Поэтому ей уделяется значительное внимание. И начинается это внимание с материала. Итак: берем с полки отборный, выдержанный материал…
Фуганком выстругиваем (фугуем) место склейки. Т.е. делаем фугу (не путать с музыкальным произведением).
То же самое можно сделать и полуфуганком.
Проверяем на просвет качество фуги. Если все идеально и фуга не «светится», переходим к склейке деки.
Склеиваем деку в «вайме».
Склеенную деку выпиливаем по контуру гитары. И, вчерне, доводим до необходимой толщины.
Те же операции проводим и с нижней декой. Она нам то же пригодится.
Теперь готовим инструмент для врезки розетки.
Размечаем центр будущего резонаторного отверстия.
Располагаем розетку относительно центра резонаторного отверстия и обводим острым ножом контур розетки. Карандаш не подойдет — слишком толстый и грубый инструмент.
Получаем вот такой контур розетки.
Если розетка несколько отличается от идеального круга прорезаем контур на толщину розетки резаком. Обычно 1.5 мм.
Если розетка идеально ровная или вы ее выравнивали — прорезаем «балериной».
Фрезером выбираем углубление на толщину розетки.
Получили вот такое ложе, где будет располагаться розетка.
примеряем розетку «на сухую».
Наносим клей в ложе розетки. Не забываем равномерно распределить клей по поверхности ложа…
Устанавливаем розетку, накрываем прижимом.
…и зажимаем струбцинами.
Розетка на своем месте.
Вырезаем резонаторное отверстие «балериной»
Резонаторное отверстие прорезано насквозь. Не забываем незаполненный промежуток между концами розетки заклеить вставкой.
Удаляем вырезанный круг.
Подчищаем клей и, если необходимо, проверяем и корректируем толщины деки…
Следующий этап — приклейка пружин. Берем прямослойные колотые пружины.
Выстрагиваем рабочие плоскости пружин.
Клеим подрозетник и подпоставник. Кто-то не клеит — ну и ладно. Сколько мастеров — столько и мнений.
Теперь приклеиваем пружины веера или какой-то другой схемы расположения пружин. А так-же все несущие пружины. И верхняя дека готова…
Приятного дня. У меня такой вопрос. Какое дерево используется для изготовления деки. Что можно делать из шпона?
При изготовлении верхней деки любого струнного инструмента( гитара, скрипка, балалайка, рояль) используется только ель, кедр и пихта. В редком случае, сосна, которая может быть иногда лучше ели, но в промышленном масштабе сосну, как музыкальное дерево, не заготавливают. Очень большой «отход» и низкая прогнозируемость положительного результата. Из шпона верхнюю деку делать не стоит категорически, но обечайки и нижнюю деку делают. Березовую или кленовую рубашку фанеруют шпоном палисандра, ореха, струйчатого клена, красного дерева( общее название рода древес, насчитывающих около 2000 пород, от почти белого цвета до темно-коричнегово) и пр.
Приветствую! Деки делают ещё и из массива некоторых пород красного дерева и звук бывает очень хорош.
Конечно, ведь красное дерево — это общее название различных пород древес, насчитывающих более 2000 разновидностей. Преимущественно хвойных. Например ливанский кедр или сэквойя.Но «красное дерево» применяется в редких случаях, когда есть необходимость повлиять на звук, путем применения того или иного материала, а в обычной ситуации мастер воспользуется старыми проверенными материалами и технологиями.
Из чего же всё-таки делаются деки? шпон, массив, ламинат ? из чего на изображении сделана дека? это массив или фанера? нигде не могу найти конкретного ответа, одни поверхностные » ель, кедр, сосна» а массив или шпон, или что -то другое, никто не пишет…
Дмитрий, на изображении дека сделана из массива ели (глупо делать мастеровой инструмент из фанеры, а уж тем более, из ламината…). Обычно пишут из чего сделан инструмент. Правда очень хитро пишут — если из массива какого-либо дерева, то так и пишут — из массива палисандра, ВД — массив такой-то ели. Если фанеровка — то пишут гитара из палисандра с еловой декой( не уточняя, что это фанеровка.)
По Аглицки, это звучит так: Массив ели — Solid Sprus. Массив палисандра — Solid Rosewood. (от лат. solidus — твердый, прочный, массивный).
здравствуйте, в связи с географическим расположением моего местонахождения (узбекистан) не имею возможности найти ель, кедр или пихту, а так хочется сделать своими руками инструмент, в наличии из вышеназванных имеется сосна и орех.
могу ли я сделать деку из сосны для классической гитары? с грифом проблем нет.
Шухрат, если нет возможности приобрести ель или кедр, что-ж тут поделаешь. Сосна, если она прямослойная, мелкослойная и с малой поздней зоной(темная и более тонкая часть слоя) может дать очень хороший результат. Выбираем участок бревна(радиально распиленной доски) без сучков и других дефектов, распиливаем так, что бы дечная пластина была строго радиального распила, далее клеим деку и т.д….
Надеюсь, Вы понимаете, что материал должен быть выдержанным (хотя бы года три, с момента рубки дерева).
Удачи Вам, Шукрат.
Я немного в другой последовательности делаю деку — сначала приклеиваю футор под голосник, а потом вырезаю отверстие. Не требуется после этого подгонять диаметры отверстий. И режу дремелем. Ручной резак буду делать по окончании этого сезона — летом.
Еще хочу поинтересоваться — доводилось ли вам делать деки из пихты? Как вы оцените звучание деки из этого дерева?
Да, Владимир, можно и так.Что касается пихты, я работал с Дугласовой пихтой, очень теплый, близкий к голосу человека тембр получается. Корпус из палисандра»Сантос». Прекрасное сочетание древес. Другие породы пихт не пробовал. Пихта тяжеловата и смолиста, поэтому я бы её не ставил на классическую гитару, а вот для бардов, для романсов для такого направления будет хорошо.
здравствуйте! меня интересует вопрос о схемах и разметок пружин классической гитары. дело в том что много пишут про дерево (из чего и какого материала) но я нигде не видел разметки чертежи чтобы допустим взять и по схеме сделать гитару… само больше меня интересует разметки пружин толщина угол и так далее… буду премного благодарен=)
Александр, легче купить готовые схемы(стоят не дорого) на Ebay.
Например схема гитары Торреса:
http://www.ebay.com/itm/Torres-Classical-Full-scale-Guitar-PLANS-actual-size-for-making-guitars-/271289949887?hash=item3f2a241ebf:g:y94AAOSwBadTqXXV
Проштудируйте форумы мастеровые. Например этот:
http://mastergitar.com/forum/viewtopic.php?f=40&t=1329&start=12
Думаю, это поможет.
Покупал недавно крутой Cort AD810 OP у продавца за границей , просто офигеннейшая акустика и бюджетная, были проблемы когда нужно было на карточку перевести деньги, но помог этот сервис https://www.moneyto.co.uk если кому то понадобится.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли еловая дека быть склеена не из двух кусков дерева, а из четырёх? При детальном осмотре возникло такое подозрение. Если да, то влияет ли это на качество звука? Гитара зарубежного мастера, стоит очень дорого.
Спасибо!
Здравствуйте, Павел. Конечно может быть. Если это отличный материал и дощечки подогнаны идеально, Вы этого даже не заметите. Правда, я уже очень давно не встречал верхнюю деку не из двух половинок. С материалом-то проблем сейчас нет. По какой причине мастер поставил такую деку сказать не могу, но если инструмент по звуку устраивает, то претензий не должно быть. Есть правда один нюанс — гитара с декой не из двух половинок оценивается значительно ниже. Сам, в начале своей карьеры, испытал это, отправив инструмент в Данию. Цену дали раза в три ниже ожидаемой, хотя и отметили красивое звучание инструмента. Бывает и такое, когда может показаться, что дека не из двух половинок, а на самом деле, это такая текстура дерева, так слои выделили какую-то область и кажется, что приставлен инородный кусок дерева. Но такой дефект сразу проходит выбраковку ещё на стадии покупки материала (если конечно материал не покупался в интернет магазине и пришёл по почте).
Здравствуйте. Нигде не могу найти примеры по изготовлению подложки-шаблона для приклейки пружин. Там же купол. Как его сделать? Выстрогать по чертежу гитары? И на чем лучшу — дерево, фанера, МДФ? Спасибо.