Об одухотворенности музыкальных инструментов
Размышления гитарного мастера об одухотворенности музыкальных инструментов.
Прежде, чем начать переливание из пустого в порожнее, хотел бы я привлечь внимание читателя (надеюсь, гитариста) к одному моменту: это не коммерческая статья, это действительно мои размышления, цитаты из бесед за кружкой пива, описание переживаний, связанных с рождением разных инструментов, и если вы встретите в тексте примечания или сноски г-на Рубакова или г-на Шамрая, не верьте им, ибо не ведают, что творят.
Итак: душа у гитары есть. И, причем не одна, а целых две. Первая — порождение мастера, создавшего ее, вторая- чувства, питаемые к ней музыкантом. Первые мысли об этом возникли в моей голове много лет назад, когда я вместо зачетной работы по столярной практике в техникуме сделал себе первую электрогитару. Сейчас это жалкое подобие Explorer-а пылится где-то дома на антресолях, но тогда я со слезами на глазах доказывал родителям, что это мое будущее, часть меня, что я обречен быть музыкантом. Я ошибался, но не намного. Сейчас, натыкаясь на покрытый пылью и паутиной корпус из ореха (!) я иногда ловлю себя на том, что общаюсь с ним.
“А помнишь, как я боялся подойти к фуговальному станку с тобой, когда ты был еще тремя досками?”
“А помнишь, как я незнаючи, облил тебя битумным лаком, а потом сидел в цеху до поздна и отдирал с тебя эту гадость железной щеткой?” И ведь правда, я порой замечаю, что напрочь не помню человека,
заказавшего гитару, а на нее саму натыкаюсь как на старого доброго друга. На концертах или где-нибудь на базе. Видишь надпись на грифе – что-то свое, родное, и вспоминаешь: “А ведь это та самая RG-шка, вокруг которой мы как-то столпились, охая и ахая, и, вероятно, впервые у молодой мастерской появилась надежда: а ведь потягаемся еще с фирмачами всякими!”
Так как же, спросит читатель, за всей этой волокитой под названием “технологический процесс” может родиться какое-нибудь чувство? А как же иначе? Сначала всегда возникает образ. Складывается он в основном из отношения музыканта к своему инструменту, из его музыкальных вкусов, из каких-то особенностей в игре, в поведении. Немаловажную роль играет и настрой мастера. Берешься, например, очередной Explorer делать, а в ушах уже грохочет во всю “Memory Remains”, Les Paul чаще рождает в голове мотив “Black Hole Sun”, Stratocaster – “Little Wing” и т.д. до бесконечности. Нередко, к сожалению, бывает, что какой-нибудь пионер своим заявлением типа “а сделайте так, чтобы она ритм круто играла”, напрочь отбивает охоту вкладывать в инструмент какое то чувство, но об этих гитарах лучше не вспоминать. Каюсь, грешен.
Да что и говорить, не всем дано стать великими музыкантами. Но некоторые, сами того не ведая, с самых первых шагов закрывают себе дорогу к единению музыканта с инструментом ( то есть к вершине творческого пути). Рассказывал мне один опытный мастер веселую историю о том, как к нему приходил чудак и обстукивал всю древесину с секундомером, за что был жестоко наказан на 400$ и ушел счастливый с сосновым корпусом. К счастью, к нашей мастерской это не имеет никакого отношения.
И все же больше запоминаются приятные моменты. Как, например, объяснить такую историю: Пришел как-то парень за только что собранной гитарой. Гитара как гитара. Ничего, вроде, особенного. Сделана очень дешево. Наполовину даже неопытными учениками. Вся “одета” в корейскую фурнитуру. А включили – так и обалдели все. Гитара сходу завела ноту в кольцо акустической обратной связи и звучала с минуту без изменений громкости и тембра, а когда я , утомившись стал легонько покачивать ноту левой рукой она запела! И я вдруг ощутил себя Гарри Муром. Когда же дошла очередь поиграть на новорожденной новому хозяину я понял, в чем дело. Хоть это и похоже на мистику, но гитара явно почувствовала, что попадет в хорошие руки. Играл парень- что ваш Satriani. Вообще, как это ни парадоксально, но музыкантов в мастерской я вижу редко. И нет большей радости для меня, чем знание того, что ты делаешь инструмент хорошему музыканту.
Еще один пример в доказательство чувственности гитар привела одна хорошая знакомая. Она поведала мне историю (самую, причем, реальную) о том, как один парень решил обзавестись новой акустической гитарой. И в тот же день, когда в доме появилась новенькая, раскрутейшая, с пьезодатчиком и активным темброблоком гитара, на старой сами по себе лопнули три струны. Здесь подходят лишь такие человеческие понятия как обида и ревность.
Как же не вспомнить совсем недавнюю историю о том, как один человек называл свою акустическую гитару женским именем: Катя. С этим именем у меня с самого детства ассоциировалось все самое лучшее, доброе и душевное, поэтому история тронула меня до слез. “Кате” врезали пьезодатчик и активный темброблок, после чего она перестала играть как раньше, что, в общем-то, закономерно, однако, на хозяина это произвело удручающе действие. С каким-то надрывом в голосе он сообщал всем, что “Катя” голос потеряла. К счастью, костяные порожки вернули гитаре былую прелесть.
Отдельно, я думаю, стоит описать чувства мастера, выстрагивающего какой-нибудь пузатый archtop, но это уже тема отдельной статьи.
В довершение же хочу дать добрый совет тем музыкантам, которых так или иначе затронула тема моей статьи: задумайтесь над чувствами, которые вы испытываете к своему инструменту. Попробуйте почаще применять в своих отношениях с инструментом вместо таких понятий как аппликатура, секвенция, легато и др. что-нибудь человеческое — понимание, гибкость, любовь, наконец. Увидите- все сразу станет иначе. Каждая репетиция превратится в праздник. (Только осторожно – это может вызвать припадки ревности со стороны близкого человека). И если уж проводить аналогии, то не забывайте о том, что так же как и у каждой жены есть родители (теща!!!), с которыми всенепременнейше надо дружить, у гитары тоже есть создатель, которому небезразлична судьба его детища. Если вы играете на заказной гитаре, поддерживайте связь с мастерской, это полезно и вам (мензуру, например, подстроить изредка) и мастеру для приобретения опыта, ибо как в любом другом деле, у нас, гитарных мастеров не существует понятия абсолютного опыта, процесс познавания тайн звукообразования необъятен и даже будучи старым и седым я все равно буду экспериментировать и учиться чему-то. И главным всегда будет стремление научиться чувствовать будущий инструмент, его характер, голос, его душу.
С уважением, Дмитрий Сушков, гитарный мастер.
Такие истории очень нужны, их приятно читать *) В избранное.