Создание классической гитары. Гриф
Гриф — «выдающаяся» часть музыкального инструмента, как в пространственном значении, так и в смысловом. Этот элемент музыкального инструмента (в частности, гитары) не только несет механическую нагрузку от струн, но и является важнейшей функциональной частью. Достаточно вспомнить, что основная работа музыканта проводится на грифе. А значит он должен быть удобным для руки музыканта, упругим, способным выдерживать нагрузки на изгиб и кручение, сохранять свои физические кондиции в заданных пределах, независимо от температурно-влажностных изменений окружающей среды.
Чтобы добиться таких характеристик грифа, необходимо использовать выдержанный, правильно высушенный и грамотно раскроенный материал. И, как и любой элемент гитары — все начинается со склеивания заготовки. Итак: склеиваем заготовку ручки и головки грифа. Склеивать с проклейкой или нет, это тема отдельного разговора и каждый мастер сам решит, как лучше.
Склеенную и выстроганную в размер заготовку размечаем…
…и отпиливаем ножовкой или на станке (маятниковая дисковая пила, ленточная пила и пр). При производстве одной-двух гитар в месяц — быстрее ножовкой. На один рез уходит не больше минуты.
Получаем вот-такую заготовку.
Теперь надо подготовить заготовки к склеиванию.
для этого выстругиваем склеиваемую поверхность ручки грифа…
…и головки грифа.
Склеиваем ручку грифа с головкой.
Лицевую сторону головки грифа фанеруем шпоном или массивом палисандра.
Получился «полуфабрикат» грифа. Далее в работу включается «Фрезер».
Зажимаем головку грифа в шаблон.
Делаем пробный рез на глубину шпона. …»Семь раз отмерь — один раз отрежь»…
Фрезеруем одну пролетку…
…теперь вторую.
Пролетки головки готовы.
Теперь фрезеруем торец головки.
Чуть-чуть подправить и торец головки готов.
А что это за гриф — без пятки? Возьмем заготовки пятки…
…примерим «на сухую» и разметим место приклейки.
Нанесем клей на заготовки и зажмем струбцинами.
Обрабатываем пятку грифа и делаем запилы для обечаек.
Осталось обработать шейку ручки грифа…
…и саму ручку грифа. Окончательно толщину грифа доводим до нужного размера на собранной гитаре с полированной верхней декой и приклеенной наклейкой.
__________________
Автор статьи: Бабичев Андрей Георгиевич. Сайт: http://www.babichew.net
Всё показанно довольно подробно. Хотелось бы ещё, что бы указали размеры. Для классической гитары…
Данная статья создана для ознакомления с процессом изготовления гитары( в данном случае — грифа). Размеры, даже на классическом испанском инструменте, варьируются в пределах нескольких миллиметров.
Ширина грифа на первом ладу — 50-54 мм, на двенадцатом — 60-65.
Толщина грифа на первом ладу — 18-24мм. на десятом — 22-29мм.
Размеры головки — даже нет смысла приводить разброс параметров…
Пятка грифа — от туфельной «дамской шпильки» до массивной «колобашки».
Да и цель статьи, повторюсь, ознакомление с «самим» процессом, а не инструкция по сборке….
С уважением, Андрей Бабичев.
для лучшей подгонки поверхностей склеивания,
лучше пользоваться притирочной плитой,
которую не сложно изготовить из ДСП и нождачной бумаги(80 — 100
лучше водостойкой на дольше хватит).
Можно и плитой, но к ней Вам надо придумать приспособу, которая будет перемещать вашу заготовку не заваливая углы и края. А когда наждачная бумага чуть сносится, переклеивать будете и шабрить поверхность плиты, перед приклейкой новой? К тому же, где Вы видели ровную плиту ДСП. Приложите поверочную линейку в разных направлениях — ужаснетесь. Так что, плита должна быть металлическая, массивная и «выведенная в ноль» на заводском оборудовании, да и объем производства должен быть соответствующий, только тогда овчинка стоит выделки. А самое главное, хороший столяр выстрогает любую заготовку за пару минут и уж точно подгонка склеиваемых деталей будет лучше. Музыкальный мастер — это, в первую очередь, столяр высшей категории, а уж потом все остальное.