Для крепления и натяжения струн в щипковых музыкальных инструментах служат колки и колковая механика. Для гуслей применяют колки, а для гитар, домр, балалаек, мандолин — колковую механику.
Здесь собраны статьи на тему гитаростроения. Как сделать корпус, гриф и др.
Последовательность изготовления гитары
Изготовление щипковых музыкальных инструментов на современном предприятии представляет собой сложный производственный процесс, подчиняющийся точным инженерным расчетам, выполняемый на многочисленных станках довольно большим количеством квалифицированных рабочих. В то же время изготовление музыкальных инструментов в условиях небольших мастерских, а также в надомном производстве, состоит в принципе из тех же технологических процессов, что и на большом предприятии. Разница заключается в том, что мастер по изготовлению музыкальных инструментов решает свои технологические трудности сам, являясь подчас одновременно и исполнителем, и конструктором. Он должен очень четко представлять себе весь технологический процесс изготовления инструмента, правильно планировать ход технологических процессов изготовления отдельных деталей, сборки и отделки инструмента. Читать далее >>> «Последовательность изготовления гитары»
Окрашивание древесины
Исторически сложившиеся традиции предусматривают применение ценных, как правило тропических, пород древесины для изгоговления отдельных деталей музыкальных инструментов. Такими породами являются красное и черное дерево, палисандр и т. п. Но не всегда предприятие или мастер располагают указанной древесиной, а в некоторых случаях применение такой древесины необязательно. Отечественные породы древесины, и в первую очередь береза, ольха и граб, соответствующим образом окрашенные, вполне могут заменить экзотические породы.
Окрашивание производят с помощью красителей — растворимых красящих веществ, которые прочно закрепляются на древесине, изменяя ее цвет, но не затемняя текстуру. Красители, которые сообщают окрашиваемой поверхности свой цвет, называют прямыми. Красители, которые при нанесении на древесину образуют красящие соли, называют протравными. Читать далее >>> «Окрашивание древесины»
Строение древесины и ее свойства
Для изготовления музыкальных инструментов применяют древесину хвойных и лиственных пород, которые различаются между собой по целому ряду признаков. Распил дерева определяет свойства древесины.
Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева.
В каждом растущем дереве можно выделить три части: крону, ствол и корни. Читать далее >>> «Строение древесины и ее свойства»
Сгибание корпуса гитары
Древесина при температуре немногим более 100 °C приобретает пластические свойства. Деревянная пластинка, нагретая до температуры 105—110 °С, может быть изогнута значительно сильнее, чем без нагрева. После остывания изогнутая форма сохраняется.
Это качество древесины, которое называют гнутьем, широко используют при изготовлении музыкальных инструментов. Дощечку, которую необходимо изогнуть, увлажняют тряпочкой, смоченной горячей водой. После этого надо дать возможность влаге впитаться в древесину. Лучше всего на 5—10 мин увлажненные дощечки положить в теплое место — на радиатор отопления или на протопленную печь. Читать далее >>> «Сгибание корпуса гитары»
Склеивание древесины
Склеивание является эффективным средством соединения деталей в одно изделие. Бесспорным преимуществом клеевых соединений является отсутствие ослабления сечений, следов коррозии от металлических скреп, а также незначительные материальные затраты.
При склеивании древесных деталей структура изделия становится более однородной. Кроме того, значительно снижается опасность коробления всего изделия и его элементов. Это объясняется ослаблением влияния пороков древесины и несовпадением направления ее волокон. Читать далее >>> «Склеивание древесины»
Разметка при обработке заготовок
В деревообработке, как и в любой другой отрасли, детали изделий выполняют по чертежам. Изготовление детали по чертежу начинают с предварительной разметки. Под ней понимают размещение на материале общего контура детали. При предварительной разметке по контуру детали обязательно дают припуск на последующую обработку, величину каждого выбирают в зависимости от различных факторов. Для дорогостоящей древесины, подлежащей в дальнейшем фугованию вдоль слоя, припуск при распиливании заготовок принимают в 2— 3 раза меньший (около 2 мм), чем при последующей обработке стамеской и рашпилем. Читать далее >>> «Разметка при обработке заготовок»
Подготовка гитары к лакированию
Поверхность древесины, подготавливаемой к прозрачной отделке, необходимо прежде всего хорошо просушить, так как при изготовлении музыкальных инструментов влажность исходного материала должна быть минимальна. Это требование целиком относится к деталям, оклеенным шпоном, а также уголкам розеткам и прочим элементам интарсии. Нарушение этого требования влечет за собой или отслаивание лака из-за пониженной адгезии, или появление белесых пятен на лаковых поверхностях из-за проникшей в лаковый слой влаги. Читать далее >>> «Подготовка гитары к лакированию»
Требования к качеству отделки
Музыкальные инструменты рассчитаны на долгие годы службы, причем с интенсивной эксплуатацией. Конструкции инструментов, а также прочностные свойства деталей и клеевых соединений при правильной эксплуатации обеспечивают долгую жизнь инструменту.
Незаменимый в большинстве деталей музыкальных инструментов материал древесины имеет ряд отрицательных качеств, к которым относятся прежде всего изменение формы при высыхании и увлажнении. Кроме того, наличие пор на поверхности многих пород и недостаточная твердость древесины способствуют появлению вмятин и царапин, истиранию и загрязнению. Читать далее >>> «Требования к качеству отделки»
Расчет мензуры
Принцип расчета мензуры по этой таблице прост. Каждому ладу соответствует свое уникальное число(Kn), которое перемножается на мензуру(в миллиметрах). Читать далее >>> «Расчет мензуры»