10 гитар Владимира Высоцкого
Сегодня 86 года со дня рождения Владимира Высоцкого. В связи с чем, хотелось бы немножко рассказать его о гитарах. Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах. Зафиксировать самую его первую гитару сложно.
Было несколько «ширпотребовских» гитар, одну из них можно узнать по узкому темному канту вокруг резонансного отверстия.
Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф — В. Ф. Плотников).
Владимир Высоцкий, в гостях у Ю.Манина, рассказывает:
«Это очень ценная гитара: ее делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Ее купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому Алексею Денисовичу. Эта гитара висела у вдовы одиннадцать лет, она ее не трогала, берегла, как реликвию. На ней никто не играл. Потом однажды эта самая вдова пошла в какую-то компанию и услышала там песню лагерную мою. Ей это страшно понравилось, потому что она сама сидела четыре года в лагерях, и, значит, ей все знакомо. Она поплакала и сказала: «Приведите!» Я пришел, естественно, с нехорошей целью. Попел несколько песен, а потом говорю: «Вы знаете, мне очень эта гитара нравится…» Она говорит: «Ну, что ж… Я думаю, что Алексей Денисович не расстроился бы…» И отдала мне… Не отдала, а продала, естественно, эту вот гитару. Вот она у меня — гитара князей Гагариных. Что в ней прекрасного — такая вот изогнутая спинка, как у скрипки. Это у гитар уже сейчас не делают. Поэтому у нее такой прекрасный звук».
Была и похожая на нее гитара, лады у нее обозначены белыми кружочками, расположенными параллельно как 3:2:1 в три ряда поперек грифа, механическая часть обычная и при переходе ее в гриф хорошо виден белый порожек, на котором расположены струны. Срез грифа у гитары князей Гагариных гораздо выше над резонансным отверстием и талия уже, чем у этой гитары.
1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.
Еще была интересная гитара с двумя грифами. Как вспоминает В.А.Шуляковский: «Гитара с двумя грифами Владимиру понравилась из-за оригинальной формы. Это старинный цыганский вариант гитары. Струны на добавочном грифе звучат всегда открытыми (не прижимаются), создавая гармоническую полноту. Вторым грифом Владимир никогда не пользовался…”
Также была гитара с двумя вырезами, у которой лады обозначены ромбиками, и черная гитара c белым кантом по краю и коротким вырезом.
С апреля 1978 года появляется гитара с вырезом без лиры
С этой гитарой Владимир Высоцкий на съемках кинопанорамы 22 января 80г., на видеосъемке В.Виноградова и фотографиях В.Меклера, снятых 16 апреля 1980 года во время концерта Владимира Высоцкого в Ленинграде на Малой сцене БДТ, об этой же гитаре Высоцкий говорил в «Монологе», на концертах, и, наконец, на последнем домашнем концерте у Вайнеров 30 июня 1980 года Владимир Высоцкий говорил, что эта гитара — лучшая…
Конечно, гитар на которых поиграл Высоцкий было куда больше десяти. Но не столь важно сколько их было точно. Ведь гитара это инструмент, и лишь в руках умелого исполнителя она раскрывается и обретает силу. Высоцкий это прежде всего стихи, точнее стихи его голосом. Наложенные на гитарный бой, они приобретают невероятную силу. Они пробирают до мурашек на коже. Кто бы не пытался повторить, какую бы аранжировку не делали. Все не то..
По материалам статей:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Высоцкий,_Владимир_Семёнович;
http://vagant96.narod.ru/Gitari_VV.html.
___________
P.S. Небольшое лирическое отступление. Песня «Мой чёрный человек в костюме сером». В фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» в заключительных кадрах он сочиняет ее слова на бумаге из под пачки сигарет. Но в фильме не поется.
Великому-Вечность в его творчестве и человечности.А там только любовь.А любовь не умирает !
Очень интересно. Спасибо за информацию.
Просто о таком великом человеке. Спасибо было искренне интересно
Крайне редко пишу коментрии — только в исключительных случаях. Это как раз тот случай. Очень тронуло.
Убежден, что Владимир Семенович еще не раскрыт. Его творчество — это тот кладязь с которого мы можем почерпнуть такие необходимые для сегодняшнего дня нравственные ценности. Отдельное спасибо автору и вообще всем тем, кто понимает ценность творчества этого великого человека.
После смерти В.Высоцкого в фойе театра «На Таганке» некоторое время экспонировалась его артистическая гитара. потом эта гитара пропала. В эпитафии на месте украденного инструмента администрация театра просила помочь найти и вернуть реликвию на место.
Если кто-то знает чем закончилась эта история — дайте знать.Эта информация будет отражена в творческом материале о В.Высоцком. Почитатели таланта Кумира будут вам благодарны.
Высоцкий выражал мысли своего поколения в неповторимой экспрессивной манере, используя гитару и слово. Любая гитара в его руках превращалась в средство выражения. Именно этого и не хватает многим современным музыкантам, чересчур заморачивающихся на всевозможных технических моментах, а не на творчестве
Высоцкий не всегда играл на семиструнках. Однажды будучи во Франции в 1975 году Марина Влади познакомила его с Жераром Депардье, которому он обещал роль в фильме. Высоцкий наутро забыл о своих обещаниях и уехал в Россию. Депардье же, переживая не лучшие времена в 1979 году купил гитару шестиструнку новой фирмы Crusaders, подписную кастом-модель CP520VFK и со знакомым дипломатом переправил ее в Москву. Высоцкому гитара понравилась, но так как он привык к семистрункам, что он нацарапав свою подпись на грифе, подарил ее некому музыканту, не то из Курска, не то из Воронежа. Где она сейчас неизвестно.